12 пособий, которые действительно работают

20-01-2016, 21:47
Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками.
Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.

1. Пирамидка (1 год – 3 лет)
Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:
- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус
(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)
- дырочка в колечках должна быть одинаковой
(есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)
- устойчивое основание
(т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)
- лучше всего, если все колечки одного цвета
(потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)
С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки
Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше
И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку
А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (1год – 4 года)
Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.
Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально

3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)
На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.
Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?
Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.
А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.
Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))
Разве это развивающее пособие? Еще какое Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.
Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))
Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.
Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.
Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).
Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

6. Разные мячики (1 год и без ограничения)
Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))
Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…
Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша
А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.
С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)
Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.
Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.
Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)
Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.
Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)
Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.
Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

Замечательных вам игр и радостного, разумного развития

автор - Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама трех детей.

12 пособий, которые действительно работают

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Похожие новости:
ПРОСТЫЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ДО 1,5 ЛЕТ

ПРОСТЫЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ДО 1,5 ЛЕТ

Подборка мини-уроков по лепке для самых маленьких детей. Малыши в этом возрасте только начинают лепить, поэтому и все приведенные в этой статье уроки будут самыми простыми и незамысловатыми. Зачем лепить с малышами до 1,5 лет? Лепка с малышами от 1 до 1,5 лет - это один из самых лучших способов их развития. В процессе работы с тестом у детей очень хорошо развивается мелка моторика пальцев (ученые давно доказали, что степень развития мелкой моторики напрямую связана с уровнем развития речи и
Идеи игр для малышей 1.5-2 лет

Идеи игр для малышей 1.5-2 лет

Не существует на свете малыша, который бы не любил игры Предложенные игры направлены на стимуляцию мелкой моторики, что в свою очередь тесно связанные с речевым развитием. Акцент сделаем на игры, которые легко можно сделать самим из подручного материала. 1. ИГРЫ С ВОДОЙ В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с
ПРЕОДОЛЕВАЕМ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ ИГРАЮЧИ (сюжетные игры)

ПРЕОДОЛЕВАЕМ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ ИГРАЮЧИ (сюжетные игры)

Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности. Этот этап болезненно переживает не только он сам, но и родители, которые теряются в догадках, чем помочь своему чаду в этой ситуации. И хотя капризы трехлеток часто выводят родителей из себя, этот период обязательно должен быть в жизни вашего ребенка, ведь именно в трехлетнем возрасте в ребенке возникает стремление к самостоятельности и проявлению силы воли. Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка,
Для мамы рукодельницы: Развивающая игра ,,4 сезона

Для мамы рукодельницы: Развивающая игра ,,4 сезона

В игровой набор входит 4 больших планшета с изображением времени года /размер 22*16 см/и 12 маленьких карточек /размер 9*9 см/с характеристиками и явлениями того или иного сезонного периода. Игральная кость.Четыре фишки. Текстильный мешочек для хранения игры. Играть можно следующим образом: 1) задача малыша правильно выстроить большие планшеты и определить очерёдность того или иного сезона. Каждый развивающий планшет с различными видами застёжек и тайников, для развития тактильных ощущений. 2)
5 развивающих игр с домино.

5 развивающих игр с домино.

Детское домино с картинками замечательная развивающая игра: она помогает тренировать память, расширять словарный запас. К тому же, это прекрасный способ организовать совместную деятельность двух и более разновозрастных детей. Но играть в домино по одним и тем же правилам скучно, не правда ли? 1. Строим узкие и широкие дорожки. Разделите костяшки домино поровну (для самых маленьких можно взять сначала по 3 костяшки для каждой из дорожек). Из первой половины постройте узкую дорожку (приставляя
icon1Популярные новости
Удивите своих гостей: 10 идей для канапе

Удивите своих гостей: 10 идей для канапе

Удивите своих гостей: 10 идей для канапе
6 рецептов самых быстрых и вкусных тортов

6 рецептов самых быстрых и вкусных тортов

Все торты готовятся очень легко и быстро Должно быть в копилке каждой хозяйки -) 1. Самый вкусный и быстрый торт 2. Простой и вкусный кефирный торт 3. Творожный торт на сковороде 4. Торт "Минутка" в микроволновке 5. Торт "Минутка" на сковороде 6. Тирамису за 5 минут Рецепты: 1. Рецепт самого вкусного и быстрого торта Ингредиенты: Яйца — 2 шт. Сахар — 1 ст. Молоко — 1 ст. Варенье — 1 ст. (ежевика, черная смородина, слива или черника) Соды — 2 ч. л. Мука — 2 ст. Крем для торта: Сметана
10 вкуснейших начинок для тарталеток

10 вкуснейших начинок для тарталеток

1.Творожный сыр с зеленью На 100 г творожного сыра (Фета, Альметте) – 1 зубочек чеснока (через чеснокодавку), половина стакана измельченного укропа. Разминаем до однородной массы, выкладываем в тарталетки, украшаем кусочками болгарского перца (лучше разных цветов) 2. Яичный паштет Если остались желтки (лодочки отварных яиц вы использовали по-другому), разминаем их вилкой, на 5 желтков – чайная ложка горчицы, 2 столовые ложки любой рубленой зелени, столовая ложка измельченных каперсов, по
ВОЛШЕБНЫЕ РИСУНКИ

ВОЛШЕБНЫЕ РИСУНКИ

Очень простая техника рисования, которая приводит детей в восторг. Ведь рисунок появляется волшебным образом прямо на глазах. Разве не волшебство? Подготовка занимает считанные минуты. Потребуется всего лишь бумага, восковая свеча или восковые мелки, краски, кисточка (лучше потолще), ну и вода, конечно. Рисуем свечой на бумаге разные рисунки, насколько фантазии хватит. А потом начинаем закрашивать лист и происходит волшебство... Можно использовать одну краску, а можно и смело
icon3Последние новости:
Заварной крем в микроволновке за 5 минут

Заварной крем в микроволновке за 5 минут

Не надо больше стоять у плиты и мешать непрерывно, боясь что он пригорит Ингредиенты: (будем это считать за норму) - 200 мл молока - 1 желток - 1,5 ст.л. муки (можно использовать и крахмал) - 40 гр сахара Приготовление: 1. В посуде для микроволновки растираем желток с сахаром, понемногу добавляем муку, хорошо перемешивая. Затем аккуратненько молоко, все мешаем до однородности, чтобы не было комков ( ) 2. И в микроволновку на max мощность. У меня крем стал густеть уже спустя 2 минуты
подробнее
Пицца с салями, грибами и помидорами.

Пицца с салями, грибами и помидорами.

Классический рецепт вкуснейшей пиццы с кусочками салями, консервированными грибами, чёрными оливками маслинами), сыром и помидорами черри.  Ингредиенты  Для теста:  500 гр. мука  250 мл. вода (теплая)  7 гр. дрожжи (сухие)  3 ст.л. растительное масло  1 ч.л. сахар  1 ч.л. соль  Для начинки:  200 гр. колбаса (салями)  50 гр. шампиньоны (консервированные)  100 гр. помидоры (черри)  250 гр. сыр (твердый)  50 гр. маслины  3 ст.л. соус (томатный)  1. В миске смешиваем теплую воду (50 мл., не выше
подробнее
Варенье из груш с маком - очень-очень вкусное.

Варенье из груш с маком - очень-очень вкусное.

Вот, наконец-то, добралась до долгожданного варенья из сочных, наполненных насыщенным ароматом кусочков груши в сочетании с капелькой лимонного сока и маком, которое так хотела приготовить, но переживала, понравится ли мне сочетание груш и мака. Зря сомневалась. Варенье получается бесподобное Попробуйте, если будет возможность. Рецепт этого варенья давно бродит по просторам интернета, видимо, не зря. Ингредиенты (на 1 небольшую баночку): Груши (очищенные) - 500 г Сахар - 150 г Лимон - 0,5 шт.
подробнее
Авторизация